|
|
Паспорт качества IP-Канала
В теории качество услуг должно контролироваться провайдером, который регулярно должен представлять клиенту соответствующий отчет. При невозможности обеспечить согласованный (прописанный в SLA) уровень качества, провайдер должен самостоятельно об этом сообщить клиенту и выплатить ему оговоренную неустойку. На практике этого не происходит, по крайней мере, в России. Более того, большинство операторов связи при обращении к ним с претензиями обычно отвечают что-нибудь вроде: "У нас всё нормально, на спутнике ошибок нет, проверьте свою сеть". Поэтому, чтобы предъявлять им аргументированные претензии, качество услуг нужно измерять и документировать.
Предлагаем вашему вниманию простую и доступную методику проверки качества IP-каналов. С её помощью вы сможете:
- Контролировать качество IP-Каналов в режиме реального времени.
- В любое время создавать отчеты о качестве полученных услуг. Отчеты представляют собой многостраничный документ (pdf), содержащий статистически обработанную информацию о параметрах качества IP-каналов. Такой документ мы назвали: Паспорт качества IP-Канала; см. пример.
Методика основана на использовании технологии Cisco IP SLA и продуктов семейства SLA-ON™, в том числе, экономичного решения S+S Ты-Эксперт. Методика может использоваться для тестирования IP-каналов с любым каналообразующим оборудованием (как Cisco Systems, так и других производителей).
Одно из преимуществ предлагаемой методики в том, что в качестве измерительных зондов (средств измерения параметров качества IP-каналов) используются маршрутизаторы компании Cisco Systems. Данное оборудование сертифицировано, как Российскими, так и международными регулирующими органами. Это важно при использовании результатов измерений для разрешения конфликтных ситуаций с провайдером сетевых услуг.
В качестве измерительных зондов могут использоваться практически любые устройства Cisco, в том числе бюджетные маршрутизаторы 800-й серии. Единственное условие - поддержка технологии IP SLA.
Технология IP SLA
Кратко суть технологии IP SLA заключается в следующем. Маршрутизатор, расположенный на одном из концов конце тестируемого IP-канала, настраивается на периодическую генерацию тестового трафика (далее - Генератор). Маршрутизатор, расположенный на другом конце, - на прием и эхо тестового трафика, далее - Ответчик. Генератор с заданной периодичностью посылает Ответчику тестовый трафик и измеряет качество IP-канала, которое характеризуется значениями следующих метрик:
- Delay (задержка);
- Jitter (разброс времени прихода пакетов);
- Packet loss (процент потерянных пакетов);
- The Number of Round Trip Operations (число удачных измерений);
- Опционально - ICPIF, MOS (интегральные показатели, характеризующие качество передачи голоса).
Если тестируемая сеть построена на базе оборудования Cisco Systems, то в качестве Генератора и Ответчика могут использоваться каналообразующие маршрутизаторы сети (CE/PE). Если сеть построена на базе другого оборудования, то в сети необходимо установить дополнительные маршрутизаторы Cisco (например, 800-й серии), выполняющие функции Генератора и Ответчика. Архитектура системы мониторинга показана на Рисунке 1.
Рис. 1 Архитектура системы мониторинга (увеличить).
Экспертизы (Оценочные Тесты)
Важным компонентом предлагаемой методики являются продукты семейства SLA-ON™. Если контролируется не очень большое число IP-каналов и это делается не очень часто, то можно воспользоваться экономичным решением S+S Ты-Эксперт. Продукты ProLAN решают следующие задачи:
- Управление Генератором: задание параметров тестового трафика (интенсивность, периодичность, TOS и т.д.), запуск процесса генерации, получение результатов измерений.
- Экспертная оценка значений измеряемых параметров по пятибалльной шкале (хорошо, допустимо, требует внимания, на грани, плохо). Для этого измеряемые значения "на лету" сопоставляются с установленными пороговыми значениями. Результаты сравнения представляются в виде цветных ленточных индикаторов, которые мы называем Светофорами.
- Автоматическое создание Паспорта качества IP-Каналов.
Для решения первых двух задач, в простейшим случае, можно использовать бесплатную программу QuTester Plus. Для решения третьей задачи - сервис (SaaS) SLA-ON™ Reporting Services.
Преимуществом сервиса (SaaS) SLA-ON™ Reporting Services является, во-первых, автоматическая статистическая обработка результатов измерений, во-вторых, экспертная оценка результатов статистической обработки.
Преимуществом программы QuTester Plus является экспертная система, которая "на лету" оценивает значения измеряемых характеристик (delay, jitter, packet loss и т.д.) по пятибалльной шкале. Правила работы экспертной системы задаются в Экспертизе (Оценочном Тесте). Это xml-файл, в котором определяются: перечень измеряемых характеристик, их пороговые значения, параметры тестового трафика (число пакетов, интенсивность и т.п.), другая информация.
Компания ProLAN разработала более 15 Экспертиз, предназначенных для оценки качества IP-каналов; см. базу знаний. Эти Экспертизы различаются параметрами тестового трафика и пороговыми значениями измеряемых характеристик. Их можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся Экспертизы, основанные на рекомендациях TIA/EIA (Telecommunications Industry Association, Electronic Industries Alliance). Ко второй группе, - основанные на нормах Приказа №113 Мининформсвязи от 27 сентября 2007 года. Если ни одна из этих Экспертиз не соответствует условиям вашего SLA, вы можете создать собственную Экспертизу. Подробнее см. Добавление Экспертиз.
Пошаговая инструкция
- Проверьте поддержку Генератором и Ответчиком технологии Cisco IP SLA. Данная технология поддерживается IOS версий 12.0(5)T и выше. Рекомендуется сделать обновление IOS до версии 12.4 Mainline или более новой . Для просмотра текущей версии выполните команду show version. В случае необходимости обновления IOS воспользуйтесь инструкциями производителя: https://www.cisco.com/go/ios.
- На Ответчике запустите IP SLA Responder. Для этого в конфигурационном режиме выполните команду ip sla responder.
- Установите на свой компьютер либо бесплатный пакет программных продуктов QuTester Plus, либо любой продукт семейства SLA-ON™, например ProLAN-Администратор.
- Запустите консоль SLA-ON Operations. Для этого выберите пункт системного меню Пуск Программы ProLAN QuTester Plus SLA-ON Operations.
- Откройте предустановленный проект QuTester, по умолчанию сохраненный в файле QuTester.xml.
- В SLA-ON Operations откройте консоль локального зонда (меню Вид Консоль локального зонда SLA-ON), рис. 2.
Рис. 2 Консоль управления Зондом (увеличить).
- Запустите Мастер Оценочных Тестов. Для этого нажмите кнопку Запустить тест в панели инструментов), рис. 2.
- В списке Профессиональные тесты IP-канала на основе Cisco IP SLA с оценкой MOS и ICPIF выберите один из тестов, который в наибольшей степени соответствует SLA с вашим оператором связи. Если процесс выбора вызывает у вас затруднение, используйте Калибровочный IP SLA тест соответствия сети нормам приказа Мининформсвязи №113, рис. 3.
Рис. 3 Мастер оценочных тестов, запускаем Калибровочный IP SLA тест соответствия сети нормам приказа Мининформсвязи №113 (увеличить).
- Нажмите кнопку Далее.
- В настройках теста добавьте тестируемый IP-Канал, рис. 4. Для этого нажмите кнопку Добавить...
Рис. 4 Задание списка тестируемых каналов (увеличить).
- В диалоге Добавление ресурса задайте IP Адрес SAA Агента (IP Адрес Генератора) и IP Адрес Ответчика. Если необходимо, измените значения полей: Строка доступа на чтение и Строка доступа на запись, рис. 5.
Рис. 5 Параметры тестируемого канала (увеличить).
- Нажмите кнопку Да.
- При необходимости добавьте дополнительные IP-каналы, которые вы хотите контролировать рис. 6.
Рис. 6 IP канал [10.0.3.253'10.0.3.252] готов к тестированию (увеличить).
- Нажмите кнопку Далее.
- Нажмите кнопку Готово, рис. 7. Тест будет запущен.
Рис. 7 Оценочный тест готов к запуску (увеличить).
- Запущенный тест отображается в Консоли управления Зондом, рис. 8. При необходимости запустите дополнительные тесты.
Рис. 8 Список запущенных тестов (увеличить).
- Для оперативного анализа качества работы IP-канала перейдите в карту Cockpit, рис. 9.
Рис. 9 Результаты оперативного мониторинга качества IP-канала (карта Cockpit) (увеличить).
- Создайте Паспорт качества IP-Канала (Экспертный Отчет о Здоровье Сети). Для этого воспользуйтесь инструкцией Экспертные Отчеты по требованию.
|
|
|